Наша старая гвардия |
Сейчас появилось много любителей говорить о том, что и работали, якобы, раньше не так, как надо, и делали не то, что надо: «все было плохо». Мои собеседники — ветераны УМСР Сергей Иванович Первак и Ким Низамович Фахритдинов — с этим утверждением категорически не согласны. Да, было трудно. Работали не за страх, а за совесть. И вознаграждение получали, может, по западным меркам и небольшое, но голодными, как многие сейчас, не были. Работать любили и умели. И гордятся сделанным: есть чем похвастаться перед внуками... К. Фахритдинов много лет руководил в управлении комплексной бригадой, занимавшейся благоустройством и трубоукладкой. Бригада в основном работала на автозаводе на прокладке инженерных сетей и благоустройстве. Техники хватало: экскаваторы, бульдозеры, автокраны, трубоукладчики; иногда и лопатой приходилось помахать. В бригаде 20-26 человек — были люди и постарше, была и молодежь. «Не знаю, как объяснить, но интересно было работать, — вспоминает Ким Низамович. — Думаю, все дело в чувстве коллективизма. Каждый старался сделать лучше, помочь другому, поддержать. Вместе обсуждали проблемы, искали пути их решения. Вроде бы мне, как бригадиру, приказывать-то было незачем: каждое звено знало, что надо делать; проверю, все ли на местах, и сам — за работу, наравне с другими. Был совет бригады: без внимания никого не оставляли, передовик ли ты, прогульщик ли — получай по заслугам. Но и злости между людьми не было. Как единая семья были...» Вспоминает добрым словом Ким Низамович тех, кто работал рядом: П. Алаева, К. Прохорова, Ш. Вахитову, В. Колпакова, Е. Анохина. Хорошая, дружная была бригада! Сергей Иванович Первак работал машинистом экскаватора. Где только не приходилось работать: на строительстве очистных сооружений в Селянкино и на площадке КБМ; участвовал в возведении жилых домов. Объекты, в строительство которых он вложил свой труд, разбросаны по всей области — в Миассе и Карабаше, Чебаркуле, Кыштыме и Уйске. Работа экскаваторщика сложная: хорошо, если грунт мягкий, тогда и песни можно петь, а если зима, холод, и грунт мерзлый, — тут не до песен! В кабине холодно, дует, а закроешь — обзора нет. «Полетит» клин-баба, надо выходить, менять. Опять же, если крутые склоны — тут и перевернуться недолго. А когда строили кузнечный цех на автозаводе, такая была теснота — повернуться негде. Но, по словам Сергея Ивановича, когда объект готов, такая гордость берет: «Я же тоже его строил... Крепко, на десятилетия...» С многими людьми пришлось бок о бок работать Сергею Ивановичу. С огромным уважением отзывается он о В. Гребенщикове, Г. Меньшине, К. Новикове, В. Гришине, Н. Самсонове, Ю. Иванове и других. Мои собеседники имеют множество грамот, благодарностей. Им присвоено звание «Ветеран труда», медали «За трудовую доблесть». Таких вот людей на одном из старейших предприятий города, в управлении механизации и строительных работ, немало. О некоторых из них мы расскажем в наших дальнейших публикациях. Тамара Клещева. |